воскресенье, 14 октября 2012 г.

Кизил-Копай

В пятницу, 12 октября, садимся в электричку на 17:20 и доезжаем до Симферополя. Перепрыгиваем в алуштинский троллейбус и в 20:30 высаживаемся в Перевальном.



Я перепаковываю вещи - мой рюкзак "пешеходный" и всё снаряжение в него не помещается.

Идём в темноте вдоль речки. Долина Кизилкобинки за 20 лет сильно изменилась. Проложено асфальтированное шоссе, организовано место отдыха с парковкой, кафешкой и ларьками. Вдоль тропы установлены скульптуры из ракушечника.

Реклама буржуйского аутдор-аттракциона.
 Т.к. время тёмное, сфотографировать моим говноаппаратом Nikon Coolpix S30 больше ничего не получается.

Минут за 40-50 доходим до Кизил-Кобы. Ужинаем и ложимся спать.

На следующий день идём работать в пещеру.

Кизил-Коба в своей досифонной части посещалась людьми с доисторических времён. И с этих самых доисторических времён люди-мудаки ломали в Кизил-Кобе натёки, писали на стенах и сводах, пачкали копотью и глиной. Потому "до сифона" непросто увидеть всю возможную красоту пещер. Пещера большая, многоэтажная, множество ходов за миллионы лет оказались замыты глиной. Потому, наверняка, где-то совсем рядом есть залы и галереи не испорченные людьми.

Сейчас, когда пещера оборудована для организованного посещения, мудаков без присмотра в неё не пускают, а хорошим людям хочется показать больше. Спелеологи-энтузиасты пытаются откопать, найти новые ходы, которые приведут к законсервированным залам, не тронутым людьми. С одним из них, Олегом Перетятко, я и оказался здесь.

В первый день копаем "восходящий ход в районе пикета A108R". Ход узкий, работать в нём можно только лёжа. Копать приходится одной рукой. Даже не копать, а отковыривать понемногу слежавшуюся мокрую глину и смесь глины с песком. Основная сложность не в том что копается медленно и тяжело, главная проблема - куда девать выкопанное. Кусочки глины распихиваю в небольшие карманы по бокам хода, кидаю себе под ноги и пинаю сапогами. Олег подползает следом и, загребая руками, оттаскивает глину ниже по ходу, туда где шире и больше места.

Через несколько часов такой работы сильно устали руки, мышцы шеи, спина. Ход слепой и уровень кислорода в нём ощутимо снизился, дыхание становится глубоким и частым. Чтобы не конкурировать за воздух, Олег уходит вниз по ходу. Там он собирает глину и относит её в зал.

Работаем, пока хватает сил. Сделано не много. Расчищен плацдарм за перегибом. Там, где утром помещались только руки, уже можно поместить верхнюю половину тела.

В пещере восприятие времени нарушается. Без часов можно думать, что прошло часа три-четыре, тогда как на самом деле это 8-15 часов. Выходим засветло, мы провели в пещере около семи часов, но по ощущениям - часов пять.

В воскресение с утра иду прогуляться и пофотографировать.

Вид на Чатыр-Даг и долину с Туфовой площадки.


Солнце с лучиками.


Дежурка. Синие и зелёные прокатные куртки для экскурсантов. В пещере +10. Проходя мимо входа днём, ощущаешь дыхание пещеры - дует холодом.

Прокатные комбинезоны. Самые отчаянные посетители одевают их и идут с проводником за сифон.

План разведанной части. Мы работаем около самого входа, даже ниже надписи "Галерея Грибоедова". Лет 20 тому назад я бывал около места, подписанного "Развилка".

Перед выходом. 

Спелеолог на привале. Дырку в большом оранжевом мешке прогрызли мыши.

Во второй день работаем часа четыре. Мышцы болят от крепатуры, но работа идёт веселее. Я уже целиком залез за перегиб, а отвал набираю в обрезанную канистру, которую можно оттащить в зал значительно проще.

По итогам двух дней мы продвинулись примерно на метр, перемещено около кубометра глины. Ход идёт наклонно-вверх, диаметр не уменьшается, а это значит, что раскопки здесь будут продолжены.

Выходим на поверхность. Стираем снаряжение, обедаем и собираемся.

В 18:20 мы в Перевальном. С трудом втискиваемся в забитый троллейбус.

В Симферополе покупаем билеты на электричку. Дожидаемся появления надписи на табло. 4 платформа, 6 путь. Садимся в электричку.

20:40. Машинист по трансляции объявляет: "Электропоезд следует до станции Джанкой". Вашу ж Машу! Хватаем вещи и выскакиваем на перрон. Двери закрываются и электричка уезжает на север. Бежим к табло в подземном переходе. Всё правильно, электропоезд Симферополь - Севастополь, 4 платформа, 6 путь. Южная сторона. Эти альтернативно сексуально ориентированные труженики железнодорожного транспорта загоняют на один путь две электрички, джанкойскую и севастопольскую. Мы сели в ближайшую к подземному переходу, а нужно было идти южнее.

Бежим на автовокзал. К счастью, в кассе есть билеты. Садимся в автобус на 21:10 и без приключений приезжаем в Севастополь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий